Архив
2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 
2016 2017 2018 2019 2020 2021 
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27 28 29 30
31 32 33 34 35 36 37 38 39 40
41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52

информация
Пишите нам:
gorgazeta-pskov@yandex.ru

Вечное возвращение

Аквариум в ПсковеВо время псковского концерта группы «Аквариум», состоявшегося в БКЗ областной филармонии 14 апреля 2021 года, Борис Гребенщиков рассказал историю  про Псков и автостоп. По словам одного из основателей «Аквариума», в 1973 году он и другой основатель группы Джордж Гуницкий добрались автостопом из Ленинграда только ночью. Ночевать было негде. И тогда они отправились в Кром (Псковский кремль), где и провели ночь на открытом воздухе возле Троицкого собора. В изложении Гребенщикова ожидание утра превратилось в стихийный концерт для самих себя, во время которого Джордж Гуницкий все четыре с половиной часа исполнял одну и ту же песню - «Мой ум сдох», «и с каждым разом - всё лучше и лучше».

«Не это ли путь из тюрьмы?»Аквариум в Пскове

Борис Гребенщиков - большой любитель что-нибудь присочинить в духе «исторического абсурдизма».  Кто знает - как было на самом деле? Сам Гуницкий ничего не опровергает, но и не подтверждает. Событий в Псковском кремле он не помнит. Однако ничего фантастического в рассказанной Гребенщиковым истории нет. Как нет фантастического и в продолжении этой истории.

Гребенщиков рассказал, что 14 апреля 2021 года музыканты «Аквариума» посетили Псковский кремль и с удивлением обнаружили, что ровно на том месте, где в прошлом тысячелетии исполнялась песня «Мой ум сдох», установлен поклонный крест (его установили в 2003 году на бывшей вечевой площади - на месте взорванного большевиками в 1933 году собора Благовещения Пресвятой Богородицы).  Увертюрой «Мой ум сдох», как известно, открывается «доисторический» альбом «Аквариума» «Искушение святого Аквариума».

В увертюре Гуницкого ум подыхает четыре раза - «ранней весной», «в жаркий летний день», «осенней порой» и «холодной зимой». «Мой ум сдох. Его больше нет».

В отличие от ума, жизнь группы «Аквариум» оказалась долгой. «Аквариум» есть и будет. Он преодолел множество искушений, Аквариум в Псковепережил несколько перерождений и, наконец, добрался до Пскова, чтобы выступить с первым сольным концертом.

Как бы это дико ни звучало, но до 14 апреля 2021 года «Аквариум», несмотря на близость Ленинграда-Петербурга, обходился без сольных концертов в Пскове. В последний раз Гребенщиков и его группа выступали в Пскове в «Зелёном театре» - 29 июня 2002 года на рок-фестивале «Регион-60». Фестиваль под открытым небом проходил с участием групп «Забавы Простолюдина», «Аэро План», «Ночные Снайперы», «Чиж & Со.» и «Маркшейдер Кунст». В завершении на сцену вышел «Аквариум»».* О том выступлении, на час с лишним прерванном сильнейшим ливнем, зрители со стажем вспоминали в ожидании начала концерта в филармонии. По крайней мере, под крышей филармонического зала ливня никто не опасался. Из колонок доносились умиротворяющие звуки записей Роя Орбисона, Сэма Кука, Гари Белафонте...

Выждав паузу в 35 минут, музыканты, наконец, появились перед публикой. И это был «Аквариум» в усечённом составе - без двух британцев (флейтиста Брайана Финнегана  и барабанщика Лиама Бредли), без Игоря Тимофеева (саксофон, банджо) и без Глеба Гребенщикова (перкуссия). Если первые трое в нынешнем туре группы вообще не участвовали, то Гребенщиков-младший в новгородском концерте, состоявшемся накануне, выступал. Однако в псковском концерте  принять участие не смог. И это не могло не повлиять на выступление «Аквариума». Псковский концерт из-за пандемии переносили дважды - с апреля 2020 года на сентябрь 2020 года, а потом на апрель 2021 года. И вот, когда правила проведения концертов смягчились, долгожданная рок-группа появилась на сцене вообще без барабанщиков. Однако из такой переделки «Аквариум» вышел достойно. Некоторые даже подумали: может быть, так оно и было задумано? Концепция такая?Аквариум в Пскове

Если концепция и существует, то она в том, что концерт зрителям должен надолго запомниться - в каком бы составе ни пришлось играть. Поэтому 14 апреля играли впятером: Борис Гребенщиков (вокал, акустическая гитара, конферанс), Александр Титов (бас-гитара), Алексей Зубарев (гитара), Андрей Суротдинов (​скрипка) и Константин Туманов (клавишные, аккордеон). Если не считать выставленных на край сцены черепов. Они лежали на стопках книг, с названиями вроде «Мифы Древнего мира». Каждый присутствующий мог сам представить, чьи именно это черепа. И почтить их память молчанием. Ну и богиню мудрости, знания, искусства, красоты и красноречия Сарасвати забывать нельзя.  Она обычно приглядывает за  музыкантами «Аквариума».  И не только приглядывает. Во всяком случае, Гребенщиков спел: «Мы с Сарасвати играем на вине. // Не это ли путь из тюрьмы?» (песня «Мой ясный свет» со свежего альбома «Знак огня».)

«Помнишь этот город, вписанный в квадратик неба»

Лидер «Аквариума» поздравил зрителей с Всемирным днём рок-н-ролла (World Rock-n-roll Day). Его отмечают 13 апреля. Этому событию Аквариум в Псковебыли посвящены первые три песни концерта: старинные вещи «Я не хотел бы быть тобой в тот день», «Два тракториста» и «Песня для нового быта». После чего Борис Гребенщиков произнёс: «А теперь мы переходим к серьёзным песням».

Если сравнивать с выступлением почти двадцатилетней давности, концертный репертуар «Аквариума» почти полностью изменился. Лишь одна песня - «Небо становится ближе» - прозвучала и тогда, и сейчас. Но это не значит, что группа сосредоточилась только на новых песнях. Старое не забывается и не списывается в архив. В псковской филармонии песням из прошлого тысячелетия была отведена немалая часть - в том числе песням из старинных альбомов «Треугольник», «Синий альбом», «День серебра»,  «Чёрная роза - эмблема печали», «Пески Петербурга»...

Постепенно «старинными» становятся  и альбомы «Песни рыбака», «Навигатор»,  «Лилит», «Сестра Хаос», «Кострома Mon Amour»,  «Пушкинская, 10». Некоторые песни из них «Аквариум» на псковском концерте тоже сыграл.

Концерты «Аквариума» не похожи руг на друга. Дважды разочароваться очень сложно. Иногда выступления по рок-н-рольному яростные, словно степные волки ворвались в твоё село («Десять степных волков - и каждый пьян, как свинья»). Иногда они умиротворяющие, как будто ты на цыпочках прошёл мимо белых оленей, воплощающих благочестие и чистоту («У них есть знания на том берегу, белые олени на чёрном снегу»). А иногда концерты похожи на медленную, длинную, но способную ужалить змею. Так было на этот раз. Концерт был долгий, почти трёхчасовой - без перерыва. Змею не резали по частям.  В концерт уместились 33 песни, в том числе и те, которых на многочисленных студийных альбомах «Аквариума» и БГ пока не сыскать.

Самым неожиданным номером оказалась песня «Псков», которую Гребенщиков никогда публично не исполнял и вспомнил о ней лишь в день концерта, когда гулял по городу. Однако это была совсем не случайная песня, подвернувшаяся под руку, чтобы порадовать местных жителей. Песню «Псков», написанную в декабре 1967 года, Гребенщиков ставил в авторской программе «Радио Аэростат» (выпуск № 474, 2014 год) - в исполнении автора Евгения Клячкина.

«Помнишь этот город, вписанный в квадратик неба,Аквариум в Пскове
Как белый островок на синем,
И странные углы косые...
Жаль одно, что я там был тогда, как будто не был...»

«Я благодарю Господа, что в детстве мне было даровано чудо слышать, как поёт этот человек, - однажды сказал Гребенщиков о Клячкине. - Это научило меня - как нужно относиться к пению и словам, которые поёшь».

«Аквариум» тем и отличается от большинства российских рок-групп. Он совмещает, казалось бы, несовместимое. Влияние ленинградского барда Клячкина и нью-йоркских прото-панков. Ирландский фольклор и русскую застольную песню. Корневой американский блюз и латиноамериканские ритмы.

«Ангелов нам было мало, нанесло ещё чертей...»

В залихватской песенке «Масала Доса» чуткое ухо искушённых и измождённых знатоков уловило за словами не название хрустящих южно-индийских блинчиков, а совсем другое:  me sale doza. Но так уж повелось издревле: в песнях «Аквариума» каждый слышит что-то своё, выстраданное.

Одной Сарасвати дело не ограничилось. Пришёл черёд Махамайи - супруги царя Шакьев из рода Гаутамов, матери Будды Шакьямуни. Новая песня «Аквариума» так и называется - «Махамайя».Аквариум в Пскове

Меня гнули как деревце.
Теперь никто никуда не денется.
В ледяной ночи вода пенится.
И всё равно пропадаю я
Махамайя...

Надо полагать, «Махамайя» (в переводе с санскрита  - «Великая Иллюзия») особенно интересна Гребенщикову потому, что связана с иллюзией («Маха Майя» в переводе с санскрита  - «Великая Иллюзия»). О чём Гребенщиков и сообщил, приоткрыв тайну. И тут стало понятно - почему этот концерт проходит в таком сокращённом составе. В зале - лишь половина зрителей (остальным из-за пандемийных ограничений не досталось билетов), а на сцене - лишь половина музыкантов. Пустые места в зале были заполнены невидимыми зрителями, а пустые места на сцене - невидимыми музыкантами. Иллюзия.

...И всё, что Ты даешь, принимаю я
Мать моя, Махамайя.
Ангелов нам было мало.
Нанесло ещё чертей.
А на дворе гармонь играла
На пятнадцать четвертей.

Зрители, как это обычно бывает, с наибольшим энтузиазмом встречали старые песни: «Чай», «Сидя на красивом холме»,  «Десять Бушуев и Аквариумстрел», «Стучаться в двери травы», «Небо становится ближе», «Орёл, телец и лев», «Гертруда», «Голубой огонёк», «Фикус» ...

Но и новых песен, слова которых многие слушатели пока знают не твёрдо, хватало. Некоторые можно счесть полноценным общественно-политическим высказыванием:

Хей, грамотей!
А ну-ка целуй крест.
Родина любит так сильно,
Что это уже инцест.
А
над входом написано
Homo Homini Lupus Est
(«Homo Homini Lupus Est»).

Гребенщиков в последние годы не раз доказывал, что может петь и говорить громко и выразительно. Его позиция по-прежнему недвусмысленна и жизнелюбива.

Я отказываюсь быть камнем в вашей стене!
Я отказываюсь быть трупом в вашей войне!
Я не хочу стоять в одном строю!
Идите к Богу в рай, а я ещё спою!
(«Изумрудная песня»).

Когда звучит «я ещё спою», то это значит: точно споёт - несмотря на тысячу чертей.

Время восстать из пепла,
Стряхнув с рукавов чертей.
У тех, кто алчет истины,
Не может быть лёгких путей
(«Текила, виски и джин»).

Основная часть концерта закончилась затяжной композицией  «Дом всех святых»:Аквариум в Пскове

Разрешите мне снять с себя пурпур,
Разогнать караул у дверей,
И как брошенный с паперти дрон-камикадзе,
Раствориться, где сумрак ветвей...

Но музыканты после этого не растворились. Они всего лишь плавно удалились за кулисы, чтобы спустя минут десять возникнуть снова - по требованию зала. После этого было сыграно  ещё пять песен. Напоследок прозвучал «Крестовый поход птиц» из «Времени N».

***

В одной из самых пронзительных и тревожных новых песен «Аквариума» есть ключевые слова: «Остаётся пламя, которого не загасить...» (песня «Не судьба»).

Две стихии - вода из «Аквариума» и огонь над «Аквариумом» всё ещё неразлучны и уравновешивают друг друга.

 

*Сет-лист выступления в Пскове группы «Аквариум» на фестивале «Регион 60», 2002 год: 01.«Железнодорожная вода», 02. «Дорога 21», 03. «Если бы не ты», 04. «Немое кино»,  05. «Аделаида», 06. «500», 07. «Брод», 08. «Брат Никотин», 09. «Растаманы из глубинки», 10. «Псалом 151», 11. «Кардиограмма», 12. «Северный цвет», 13. «Русская Нирвана», 14. «Стучаться в двери травы», 15. «Таможенный блюз», 16. «Не стой на пути», 17. «Пригородный блюз», 18. «Мальчик Золотое Кольцо», 19. «Китай», 20. «Рыба», 21. «Вперёд, Бодхисаттва!» 22. «Мама Анархия»,  23. «Небо становится ближе».

**А. Семёнов. Два звёздных проспекта. http://pskovcenter.ru/display.php?type=article&id=3241

А. Семёнов. Дети декабря. http://pskovcenter.ru/display.php?type=article&id=764

 

 

Фото на первой полосе: Борис Гребенщиков и Александр Титов в Псковском кремле, 14 апреля 2021 года.

Фото: группа «Аквариум» в БКЗ Псковской областной филармонии, 14 апреля 2021 года.

Псковский художник и музыкант Александр Бушуев и Борис Гребенщиков в БКЗ Псковской областной филармонии.

 

 

 

 

Алексей СЕМЁНОВ

Имя
E-mail (опционально)
Комментарий