Архив
2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 
2016 2017 2018 2019 2020 2021 
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27 28 29 30
31 32 33 34 35 36 37 38 39 40
41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52

информация
Пишите нам:
gorgazeta-pskov@yandex.ru

Освобождение

Прыжок в свободуСпектакль «Прыжок в свободу», показанный на сцене Большого концертного зала Псковской областной филармонии, - доказательство того, что для хорошего спектакля не обязательна хорошая драматургия. И совершенно не нужны декорации. 

Зато жизненно важны режиссерский замысел и исполнители. В данном случае, достаточно было одного драматического артиста с задатками танцора – Сергея Яновского. А весомость происходящему на сцене придавали балетные номера в исполнении именитых петербургских артистов балета. Вроде бы, это вставные номера, но они не выглядят так, потому что связаны настроением с драматическим действием.

Детские и подростковые воспоминания, если их преподнести правильно, почти всегда выглядят выигрышно. Зритель неминуемо начинает соотносить происходящее на сцене со своим детством и находит параллели. Для этого совсем не обязательно родиться в поезде на пути во Владивосток или пережить Великую Отечественную войну (как в случае с Рудольфом Нуреевым, главным  и единственным героем «Прыжка в свободу»). 

В спектакле режиссера Андрея Дежонова рождается человек, которого тянет танцевать. Танец – это полет. Полет – это свобода. Прыжок в свободуПрыжок в свободуСвобода – это жизнь. И Рудольф Нуреев это понял очень рано. Когда другие объединялись для совместного пения, он замолкал. Когда все замолкали, он начинал петь. А вот танцевал он всегда, перепрыгивая через ученические ступеньки. Пока не выпрыгнул вон из страны.

В спектакле лишь избранные биографические подробности из жизни юного Нуреева. В действительности все было значительно сложнее. И эта сложность могла бы помешать восприятию спектакля.

«Прыжок в свободу» хоть и построен на автобиографии, но биографическим не является. Ценность этой постановки в том, что создателям спектакля удалось найти едва ли не единственно верный путь и не отклониться от него. Речь о судьбе одиночки в государстве, где коллектив был превыше всего. А одинокими рано или поздно ощущают себя все. В любом государстве во все времена. В общем, спектакль обо всех сразу. О воплощенной мечте. О том, что самые удивительные мечты могут сбыться вопреки обстоятельствам. Но это не та мечта, о которой любят говорить государственные деятели, включая нынешнего российского президента. Это индивидуальная мечта. Личный прорыв.

Нуреев в исполнении Сергея Янковского в спектакле рвет связки, и врачи выносят ему приговор: «Ты не сможешь никогда танцевать». Через три недели он уже выступает на сцене. Если ты рожден для полета, то причем здесь врачи?

 

ИЗ ЧУВСТВА ПРОТИВОРЕЧИЯ ("Псковская правда - Вече")

Прыжок в свободуЖизнь знаменитого танцовщика Рудольфа Нуреева неминуемо должна была стать основой драматического спектакля.

Самое простое и доходное – поставить спектакль о скандальных подробностях жизни Рудольфа Нуреева. Ничего придумывать не надо. Нуреев своей жизнью надолго обеспечил любителей жареных фактов. Но создатели спектакля «Прыжок в свободу», показанного на сцене Псковской областной филармонии, намеренно обходят стороной все, что связано со скандалами.

Билет на балет

Идея создания спектакля принадлежит петербургскому театральному продюсеру Ольге Обуховской. Роль Нуреева досталась Сергею Янковскому. Режиссер - Андрей Дежонов. Балетмейстер - Мария Большакова. В разное время в этом драматическом, но музыкальном спектакле танцевали Анастасия Волочкова, Илзе Лиепа…  На сцену БКЗ областной филармонии вышли Юлия Махалина, Эльвира Хабибуллина и Максим Еремеев.

Спектакль основан на автобиографии Нуреева, которую он продиктовал в возрасте 24 лет для английского издательства. Казалось бы, этого недостаточно, чтобы полтора часа удерживать внимание публики. Ни остроумных диалогов, ни оригинальных сюжетных Прыжок в свободуповоротов. Это всего лишь автобиография. К тому же, какая автобиография может быть в 24 года?

На сцене, в  основном, находится только один человек – Сергей Янковский. Из декораций – лишь одна дверь, временами превращающаяся в балетный станок. Но и этого оказывается вполне достаточно. Моноспектакль в духе Гришковца, где молодой Рудольф Нуреев разбирает слово «хореография» на части (хореография Прыжок в свободупроисходит от греч. choreia – пляска и grapho – пишу), получился захватывающим. Нуреев говорит и пишет о пляске, то есть о танцах и о музыке, сопровождавших его со дня рождения в поезде под Иркутском. Голодное детство («вся страна была подобна голодному волку»), неожиданное открытие мира танца, когда «пять Нуреевых прошли на балет по одному билету»… 

Все основано на двух чувствах – любви к танцам и чувстве противоречия. Неизвестно какое чувство сильнее.

Прыжок в высоту

Вроде бы, ничего особенного герой Сергея Янковского не говорит и не делает. Это всего лишь пересказ детских, и юношеских воспоминаний: занятия в кружке народного танца, уроки классического танца у бывшей солистки Дягилевского балета Удальцовой, поступление в Ленинградское хореографическое училище в класс Шелкова, а затем в класс Пушкина… Вот здесь и проявляется уровень постановщика и исполнителя. Проступают детали. Важны интонация, взгляд, жест. Смешное и грустное сливаются в танце.

Нуреев в исполнении Сергея Янковского похож на Маугли, который попал в волчью стаю. Но в отличие от Маугли, он не готов возглавить стаю. Его все время тянет куда-то в сторону. В итоге остается только совершить прыжок и стать великим…

В апреле 1962 года, после того как Рудольф Нуреев остался на Западе, Ленинградский городской суд заочно приговорил его к семи годам лишения свободы с конфискацией имущества. Но это событие осталось за пределами спектакля, потому что имеет отношение к политике, а не к искусству.

 


Фото: Андрей Степанов, pskovpravda.ru

Алексей СЕМЁНОВ

Имя
E-mail (опционально)
Комментарий